Дарья Сиротина (darsik_dasha) wrote,
Дарья Сиротина
darsik_dasha

Меня до сих пор удивляет, что кто-то еще использует в своей речи слово «вип» и, более того, не просто использует, а видит его как часть бизнес-модели.

Представим себе, например, крупного самарского бизнесмена, владельца банка\сети магазинов\завода\парахода. Он работает 12 часов в сутки в лучшем случае, у него два раза в году отпуск и то только потому, что жена просит вывезти ее за границу. Вы можете себе представить ситуацию, когда он найдет специальное вип-агентство, поднимет телефонную трубку, наберет номер и начнет рассказывать специально подготовленной для работы с випами девочке, куда ж он хочет лететь и в каком отеле жить? Скорее всего, он скажет своей секретарше или ассистенту: «Маша, я хочу на Фиджи» и Маша уже побежит устраивать ему отпуск. Вряд ли этот вип с женой приедут в чудо-офис супервиповой компании смотреть каталоги. Так делают только те, кто випом хочет казаться. Но тогда, ребята, это уже не эксклюзив, а просто товарищ с деньгами, причем явно небольшими, либо чья-то безработная жена. Но ведь владельцу супер-агентства, который разорился на кожаный диван и на аренду офиса в центре города, стремно называть свою контору просто агентством путешествий и торговать более прибыльными путевками в Турцию. Ему же надо, чтобы на визитке красивые слова были написаны, чтобы перед друзьями похвастаться, да еще и интервью «Самарскому Обозрению» дать в разделе «Жизнь Випов», где его непременно спросят про любимый коньяк. Вот такой бизнес считается в Самаре красивым, таким людям в определенных кругах гарантированы почет и уважение. И ничего, что все эти конторы закрываются через полгода работы – шесть месяцев красиво живешь, потом стремительно умираешь. Это способ завоевать уважение окружающих, получить доступ в те круги, куда тебя не пускают.

Так можно сказать про любой сектор рынка. К примеру, я работала в самарской франчайзинговой конторе, которая торговала шмотьем. Что толкнуло владельца на открытие собственного бизнеса? Ну, мол, выше своих 1000 баксов я все равно не прыгну, а я хочу зарабатывать больше, поэтому я открою магазин одежды. А почему одежды? А потому что я офигенный человек с отличным вкусом. А какой одежды? Ну, я выберу марку, какая мне нравится, и буду ей торговать. Где сейчас этот бизнес? Правильно, нигде или в близлежащих районах. До сих пор торгует коллекциями, которые я закупала в 2006 году.

Между тем, вспомним ведущие мировые компании в секторе В2С. Нет, не LVMH, потому что это практически единственный пример успешной компании в секторе «люкс» и то для Бернара Арно это не единственный актив. Все остальные, за исключением Gucci Group, либо разорились, либо продались Арно. Да и LVMH не делает секрета из того, что стратегическими рынками для нее являются Китай, Индия и Россия, где не хотят покупать добротные чемоданы LV, а хотят нечто в диких розочках или с дизайном однофамильца писателя Мураками. Это бизнес на товарах люкс, который уже стал массовым – в любом переходе метро сумок LV больше, чем в бутиках, все хотят обладать ими и без такого количества подделок LV не имел бы такого статуса, какой имеет сейчас. А в книгах пишут все равно про Zara, IKEA, Starbucks и Ryanair. И только самарские бизнесмены все мечтают о бизнесе для випов с кожаными диванами и пальмами в кадках. В их головах не рождается идея, что випов на всю Самару 1000 человек и что они, скорее всего, имеют давно сложившиеся предпочтения в любых областях жизни. Подобный бизнес вряд ли может быть построен на прямой рекламе – продающими будут, скорее всего, непосредственные контакты владельца компании с себе подобными, но торговать собой умеют не все. Но ведь без рекламы в СМИ почета и уважения не получишь, что давно поняла моя любимая газета «Самарское Обозрение», где я в свое время оттрубила два года. «СО» лет пятнадцать успешно эксплуатирует жажду самолюбования богатой прослойки купеческой Самары – делает десять цветных обложек, запускает глянцевые журналы и рубрики вроде «Интервью с Випом». А в Financial Times, между тем, «Тиффани» и «Графф» рекламируются в ч\б формате и лучшие лондонские портные размещают рекламу размером меньше пачки сигарет.

Я не хочу сказать, что все описанное выше свойственно только Самаре. В Москве роль «Самарского Обозрения» и «Босса» выполняют "Вог", "Базар" и светская хроника в «Известиях», а вместо офиса на Куйбышева с кожаным диваном есть «Содис». Но это хотя бы более или менее цивилизованный бизнес с нормальной концепцией и прибылью, а не только состязание из серии у кого что толще.
Tags: работа
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author