Дарья Сиротина (darsik_dasha) wrote,
Дарья Сиротина
darsik_dasha

Category:

Ресторан Esperanto, Стокгольм




Стокгольм последние годы город охвачен ресторанным бумом – заведений открывается много, некоторые из них удостоились мишленовских звезд. Мы были в однозвездочном Esperanto на ужине… это было самое яркое впечатление от поездки и вообще один из самых интересных ресторанов, в которых я была. Ресторан открылся в 2005 году и расположен в здании бывшего театра.

Ужин у нас был назначен то ли на восемь, то ли на девять вечера в день приезда. Это было немножко неправильно – прийти лучше раньше, потому что ужин довольно длинный, ну и не быть таким усталым, какими все же были мы после перелета и целого дня в городе. Признаться честно, после прогулок по Стокгольму мы зашли в отель, чтобы передохнуть и переодеться… так вот как же было неохота вылезать из-под одеяла! Но я рада, что мы себя перебороли и на ужин все же пришли.



Идея Esperanto заключается, если верить google-переводчику со шведского (на сайте то ли нет кнопки English, то ли я ее не вижу), создании ресторана с бескомпромиссной кухней, великолепным обслуживанием и вдохновением, черпаемым из окружающей среды. Ресторан принадлежит двум шефам, Sayan Isaksson и Daniel Höglander, первый из которых является одним из победителей соревнования Seven Sushi Samurai 2009 года, соревнования лучших поваров японской кухни. Звезду от гида Michellin рестора получил в 2007.
Название взято из книги Пауло Коэльо «Алхимик», где он описывает эсператно – язык вселенной (опять же если верить переводу со шведского). Команде, создавшей ресторан, хотелось, чтобы кухня его характеризовалась как международная, как фьюжн, без четких границ вроде «это из Италии», «это из Японии». Дальше товарищи нашли инвестора и открыли ресторан в фойе бывшего театра. Кухня на сайте ресторана описана как романтичная, сюрреалистичная и с природными аллюзиями. В выборе напитков и ингредиентов проявлена большая осторожность, однако в результате гости остаются удивлены неожиданными и тонко сбалансированными сочетаниями.




В ресторане мне понравилось все.
Во-первых, высочайшее мастерство шеф-поваров и их команды. Целый вечер я гадала, каким же опытом и воображением нужно обладать, чтобы готовить мороженое из устриц fin-de-claire, макаруны с кремом из мурены и кексы из крови и свеклы. Насколько нужно виртуозно владеть технологией, чтобы делать сферы из тончайшего белого шоколада, которые взрываются на языке яблочным соком? Или подавать морепродукты, которые доходят до кондиции прямо на столе с помощью сухого льда?



Во-вторых, это идеальный сервис – предупредительнейшие официанты, безукоризненная одновременная подача, емкие и четкие комментарии блюд, прекрасный сомелье. Такой ужин – как спектакль, в котором мастерство актеров – в нашем случае официантов, важно не меньше, чем сюжет – в нашем случае сами блюда.
В-третьих, это интереснейшая подача – многие блюда подаются на небольших стеклянных плитках, похожих на те, что используют в лабораториях, даже если блюдо подано на обычной тарелке, оно представляет собой не только вкусовую, но и архитектурную композицию.



При этом интерьер в ресторане прост, музыки – упаси Боже – не звучит, лишь щелкают затворы камер, когда гости не выдерживают и начинают снимать то, что им предстоит съесть. Столиков совсем немного. Работает ресторан только по фиксированному меню, в то время, когда были мы, их было два. Выбрать разные нельзя – мы остановили свой выбор на том, что содержит максимальное количество блюд. Меню выстроено виртуозно – от соленого к сладкому, от рыбного мясного, комплименты от шефа эту цепочку не прерывают, а лишь дополняют. Итого было 7 подач, включенных в меню, и еще, наверное, пять комплиментов от повара или, если хотите, intermezzo. В ресторан надо ходить с блокнотом и ручкой, поняла я, ибо есть, пить, снимать и записывать в айпад одновременно очень сложно. А не записывать нельзя –подробности забываются.



При всех аллюзиях на интернациональность, при всех этих миксах самых разнообразных продуктов и способов подачи, при том, что в интернете кухню определяют как коктейль из японской и южно-европейской, мне хочется думать, что то меню, которое выбрали мы, было все же шведским, с типичными местными продуктами – рыбой, креветками, мясом . К сожалению, мы не смогли уже осилить ни сыры, ни десерт – день был настолько насыщенным, что после двух бокалов вина очень хотелось спать.



Ну и конечно это история не про еду. Есть рестораны, в которые ты приходишь, у них одна, две или три звезды, но это про еду. Вкусно, безупречно, восхитительно – но это еда. В Esperanto это не еда, это какая-то параллельная реальность, при том, что все волшебно вкусно, даже запеченная рыбья кожа и кексы из крови. Хорошо готовить – это мастерство, знать продукты и кухни мира так, чтобы из привычных продуктов получалось то, что получается в Esperanto – это искусство, наверное.
На меня ресторан произвел такое впечатление потому, что мы обычно выбираем для визита более жизненные места, не в плане цен или звезд, а в плане кухни, потому что ценим в еде главное – еду. Esperanto был случайным выбором, попали мы туда только потому, что у Матиаса Дальгрена, двухзвездочного местного шефа, столиков не было. И вышло в итоге так, что Esperanto для нас теперь – это однозначный must visit в Стокгольме, если мы вдруг еще раз окажемся в городе, обязательно сходим туда снова.

Последние два коллажа из моих фото, за остальное спасибо Google.
Tags: Стокгольм, Швеция, путешествия, рестораны
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author

Recent Posts from This Journal